Справочник по художественной фотографии и видеосъёмке

Только у нас - чтение книжек под проклятия джинна Абдуллы!
Ответить
Аватара пользователя
Семён Деришев
Сообщения: 217
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 00:01
Откуда: о. Буян
Благодарил (а): 676 раз
Поблагодарили: 192 раза

Справочник по художественной фотографии и видеосъёмке

Сообщение Семён Деришев » 14 июл 2021, 10:29

Свежеотпечатанное практическое руководство в двух томах, которое поможет вам воплотить в жизнь любые фото- и видео-проекты. Теоретические и практические аспекты, основы композиции, полезные советы, ретушь, основы видеомонтажа и многое-многое другое.
Совершенно не понятно, как эти книги появились в библиотеке Тибидохса. Но теперь они занимают своё место на полке, а пустые страницы в них постепенно пополняются новыми статьями.

Изображение

Составитель — Ленора
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
***
И у меня нет времени сделать вдох,
Зато есть время побыть с тобой.
Аватара пользователя
Семён Деришев
Сообщения: 217
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 00:01
Откуда: о. Буян
Благодарил (а): 676 раз
Поблагодарили: 192 раза

Краткий словарь фотографических терминов

Сообщение Семён Деришев » 14 июл 2021, 10:33

EV (экспозиционное (световое) число) — условное число, характеризующее условия фотосъёмки и служащее для определения экспозиции (задания пары выдержка/диафрагма).

Zoom (трансфокатор) — это устройство для изменения фокусного расстояния объектива, которое позволяет оптически приближать или отдалять объекты съёмки. При помощи Zoom удобно изменять масштаб и компоновать кадр, фотограф при этом может оставаться на одном месте.

Автомат экспозиции — выдержка и диафрагма задаются автоматически, обычно есть возможность корректировать их и вручную.

Автоспуск — устройство задержки срабатывания затвора фотоаппарата. Затвор автоматически срабатывает через определённое время после нажатия на спуск.

Автофокусировка — автоматическое наведение на резкость.

Баланс белого — это функция, позволяющая компенсировать искажения цветов, вызванные разными источниками освещения (солнечный свет, лампа накаливания или флуоресцентный свет). Большинство цифровых фотокамер имеют функцию автоматической настройки баланса белого. При автоматической настройке система обработки изображения настраивает цветовую чувствительность камеры, так чтобы конечное изображение имело примерно одинаковые уровни всех цветовых составляющих.

Башмак (shoe) — специальное приспособление на корпусе фотоаппарата для установки внешней вспышки. «Горячий» башмак (hot shoe), имеет синхроконтакт для включения вспышки, благодаря которому вспышка срабатывает одновременно с затвором.

Байонет — от французского «штык» — узел сопряжения объектива (lens) и корпуса/тела (body) камеры. До байонета использовалась резьба (двух типов), которая сохранилась в некоторых камерах до настоящего времени. Байонет по сравнению с резьбой имеет много плюсов, основные из них — возможность более оперативной замены оптики и более точная установка объектива (байонет в отличие от резьбы имеет фиксированное положение), а также удобство передачи информации от body к объективу.

Брекетинг — это автоматический режим серийной съёмки, в котором каждый кадр снимается с разными смещенными относительно друг друга значениями экспозиции (с разной вздержкой и диафрагмой), с недодержкой и передержкой. Этот режим обычно используется в сложных световых условиях , когда тяжело точно определить требующиеся диафрагму и выдержку.

Выдержка, скорость затвора (англ. shutter speed): время, в течение которого свет воздействует на фотоматериал или матрицу. Короткие выдержки позволяют «заморозить» движущиеся объекты, а длинные — «смазать».

Глубина резкости — расстояние между самым ближним и самым дальним предметом, которые при данной диафрагме будут резкими.

Диафрагма (англ. aperture) — отверстие объектива, изменяемое подвижными лепестками. Каждому значению диафрагмы соответствует число f, которое определяется отношением диаметра отверстия к фокусному расстоянию объектива. Чем больше число f, тем меньше отверстие объектива. Поэтому f8 означает, что величина отверстия равна одной восьмой фокусного расстояния данного объектива. В творческом плане величиной диафрагмы регулируют глубину резкости. Чем меньше число f, тем меньше глубина резко изображенных объектов.

Инфракрасная подсветка — встроенный инфракрасный излучатель, обеспечивающий подсветку при съёмке в темноте для возможности работы системы автофокусировки в условиях низкой освещенности.

Макросъёмка — съемка мелких объектов или деталей в крупных масштабах (от 1:5 до 1:20).
Минимальное расстояние фокусировки. Расстояние до объекта съёмки не должно быть меньше минимального расстояния фокусировки, иначе изображение получается нерезким. Минимальное расстояние фокусировки, т.е. наименьшее возможное расстояние до снимаемого объекта, определяется характеристиками используемого объектива.

Приоритет выдержки — съёмка, при которой выдержка выставляется вручную, а диафрагма подстраивается автоматически (на основании замера).

Приоритет диафрагмы — съёмка, при которой диафрагма задается вручную, а выдержка подстраивается автоматически (на основании замера).

Ручной режим — съёмка, при которой вручную задаются выдержка и диафрагма.

Стабилизатор изображения позволяет компенсировать дрожание рук при фото и видеосъёмке и получать более чёткое изображение без дрожания. Стабилизаторы изображения бывают двух видов: оптические и цифровые.

Фокусное расстояние — это расстояние от оптического центра объектива до его фокальной плоскости. Фокусное расстояние определяет угол обзора камеры: чем оно меньше, тем больше угол обзора.

Экспозиция — суммарное количество света, попадающего на фотопленку или другой светочувствительный материал за время открытия затвора фотокамеры.. Количество попавшего света зависит от диафрагмы, выдержки и степени освещенности объекта съёмки.

Экспонометр — прибор со светочувствительным элементом, измеряющий интенсивность света, отраженного от объекта или падающего на него. Используется как инструмент, помогающий выбрать правильную экспозицию. То же самое, что измеритель освещенности.

Экспокоррекция — возможность ввести поправку к экспозиции. То есть все кадры будут сниматься с недодержкой или передержкой, это необходимо для съёмки в автоматических режимах в сложных световых условиях. Размер поправки задается в EV.

Эффект красных глаз. «Красные глаза» — явление при фотографировании со вспышкой, когда в центральной части глаза на снимке появляется яркий красный цвет в цветной фотографии и белый цвет в чёрно-белой. Данный эффект возникает из-за отражения от глазного дна красной части спектра света, входящего в широко раскрытый зрачок (через зрачок свет вспышки попадает на глазное дно, там он частично поглощается, а непоглощённая красная часть спектра отражается наружу через зрачок).
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
***
И у меня нет времени сделать вдох,
Зато есть время побыть с тобой.
Аватара пользователя
Семён Деришев
Сообщения: 217
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 00:01
Откуда: о. Буян
Благодарил (а): 676 раз
Поблагодарили: 192 раза

Советы по композиции в фотографии

Сообщение Семён Деришев » 14 июл 2021, 10:37

Композиция (сочинение, составление, расположение — лат.) — объединение отдельных объектов снимка в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание, основанное на ощущениях автора.

Композиция может быть:
  • геометрическая;
  • тональная;
  • цветовая;
  • смысловая;
  • и др.
Объекты геометрической композиции:
  • точка;
  • линия;
  • форма;
  • воздух.
Пересекающиеся (диагональные) линии — одно из проявлений правила «золотого сечения» в фотографии. Основная идея — заставить глаз двигаться в определенном направлении. Начальную точку линии желательно располагать в одном из углов кадра. Считается, что верхний левый угол — лучшая стартовая точка, так как большинство людей начинает рассматривать изображение с этого угла. Возможны и другие расположения линий, лишь бы они были чётко выражены.

Правило одной трети: пытайтесь избегать делить кадр на симметричные части. Лучше зрительно разбить кадр на три части и, например, поместить небо в верхнюю треть, а всё остальное — в нижние две трети. Точно так же можно вертикально разбивать кадр на три части.

При съёмке портрета располагайте глаза на «сильных линиях» (подробнее — в статье о построении композиции).

Выделение объекта можно произвести, настроив объектив на малую глубину резкости. Использование открытой диафрагмы позволяет выделить главный объект и размыть второстепенные.

Выделение контрастом — при разглядывании фотографии взгляд, как правило, сосредотачивается на наиболее контрастных местах, и это может быть использовано для привлечения внимания к определенным местам. В цветной фотографии такую же роль играет цветовой контраст; повысить цветовой контраст может помочь поляризационный фильтр.

Светотень — строго закономерные градации светлого и тёмного, благодаря которым воспринимаются глазом и воспроизводятся объекты съёмки. Оттенки светотени точно соответствуют характеру освещённости, объёмной форме предметов, состоянию атмосферы. И в натуре и на снимке светотеневой строй целого зависит от взаимосвязи светов, бликов, теней, полутени, рефлекса на основе тоновых соотношений. Через эффекты светотеневого контраста фотограф должен стремиться к слаженности композиционного строя, к эмоциональной выразительности снимка. Он должен не копировать видимые светотеневые оттенки, а воспроизводить их на основе оценки и обобщения увиденного.

Обрамление объекта. Интересный эффект даёт использование обрамления объекта, чем-либо (объект, снятый через арку, съёмка из пещеры и т.д.).

Выделение светом позволяет особо отметить желаемый объект на фоне остальных, менее освещенных. Экспонометрический замер необходимо делать по освещённому участку.

Использование линий — линии эмоционально воздействуют на зрителя: изогнутые линии успокаивают, ломаные действуют как раздражитель, вертикальные линии придают величие, горизонтальные — спокойствие и безмятежность, диагональные — динамичность.

Следует избегать прямых линий, выходящих за пределы кадра, так как они делят кадр на части, или по крайней мере располагать их так, чтобы они не делили кадр на равные части. Так же желательно, чтобы в конце линий находился какой-либо предмет, чтобы взгляд не выходил за пределы кадра.
Точку схождения параллельных линий в перспективе лучше располагать вне центра кадра.

Часто используется приём использования вводящих линий — это линии которые берут начало в одном из нижних углов снимка и ведут к его смысловому центру, обычно расположенном в точке «золотого сечения». Такую линию можно найти практически в любом сюжете: тропинка, продолговатый предмет, линии разделения тонов или цвета.
Диагональные построения придают динамику снимку. В этом случае основные линии композиции наклонны и поэтому неустойчивы.
Впереди движущегося предмета необходимо оставлять больше пространства, чем позади него.

Тональность фотографии производит эмоциональное впечатление на зрителя. Тёмные тональности — тени, чёрный цвет — часто ассоциируются с ночью, кажутся таинственными. Светлые тональности — белый цвет и оттенки светло-серого — ассоциируются с солнечным светом и повышенным настроением.
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
***
И у меня нет времени сделать вдох,
Зато есть время побыть с тобой.
Аватара пользователя
Семён Деришев
Сообщения: 217
Зарегистрирован: 28 июн 2020, 00:01
Откуда: о. Буян
Благодарил (а): 676 раз
Поблагодарили: 192 раза

Ещё немного о композиции

Сообщение Семён Деришев » 14 июл 2021, 10:40

Построение композиции

Построение композиции сродни написанию сочинения, которое будет читать зритель.
Одна из самых распространенных ошибок начинающего фотографа — хаотичное приобретение опыта и знаний. В результате — неудачи, профессиональная небрежность, разочарование в фотографии.

У вас в руках фотоаппарат, вы полны вдохновения и желания работать. Но для начала необходимо определиться с направлением вашего творчества. У Вас два пути: стать непризнанным гением, либо обычным ремесленником, выполняющим заказы фирм.

Перед началом работы следует ответить на такие вопросы:

Что? Где? Когда? Как?
  • Что — объект, сюжет, какое-либо действие.
  • Где — фон, место действия.
  • Когда — время суток, время года.
  • Как — ч/б или цвет, резко или размыто.
Чем подробнее описание, тем легче анализировать полученный результат. Не ленитесь делать описание. Если Вы ленивы, лучше вообще не заниматься фотографией. Дешевле Вам обойдётся покупка готового фото. Фотографию не изучишь за один день, месяц, год. Она требует гораздо более длительного изучения.

В художественной фотографии существует два главных определения: ассоциативно-образное и эмоциональное. Они и содержат в себе идею снимка. Первое определение должно воздействовать на зрителя, вызывать ассоциации, рисовать образы. Второе же — влиять на эмоции зрителя, вызывать непроизвольную реакцию у наблюдателя.

«Правило третей» — основное правило построения фотографических композиций. Мысленно поделите кадр горизонтальными и вертикальными линиями на три равные части. Точки пересечения этих линий — зрительные центры. Размещение элементов композиции относительно зрительных центров сильно влияет на восприятие кадра.

На примитивном уровне всё просто: возьмите за основу изученное «правило третей». Допустим, Вы фотографируете закат. Две трети кадра должно занимать небо.

Если же объектом съёмки является отражение заката в воде, то две трети кадра должна занимать вода. На всякий случай сделайте два кадра, а потом выберете лучший.

Не пытайтесь поместить всё в один кадр. Чаще всего лучше сделать два разных кадра. Иначе, погнавшись за двумя зайцами, останешься ни с чем.

Диагональ, идущая из левого верхнего угла в правый нижний, называется падающей.

Диагональ, идущая из левого нижнего угла в правый верхний, — восходящая.

Размещение элементов в центре композиции редко бывает оправданно. Чаще всего это придаёт кадру статичность. Для усиления динамики нужно, чтобы взгляд наблюдателя двигался по изображению.

Существует любопытная закономерность: всё, что на снимке располагается справа, воспринимается как обычное, традиционное,
слева — необычное,
в центре — умиротворяющее, равномерное.
Прямая линия выражает активное, быстрое действие.
Она «прочитывается» зрителем быстрее — на изломах и закруглениях линий движение взгляда как бы замедляется.

Одним из самых лёгких способов обучения фотографии является копирование. Просматривая журналы, брошюры, газеты обращайте внимание на фотографии. Выберите фото. Проанализируйте, как оно снято, при каких обстоятельствах, какие приёмы применил фотограф, как выставлен свет, как располагаются объекты в кадре. После анализа попытайтесь воспроизвести кадр.

Не опускайте руки после неудач, которые обязательно будут поначалу. Практикуйтесь. Фотографируйте всё, начиная от своей комнаты и заканчивая уличной съёмкой. Всегда носите с собой фотоаппарат. Гениальный сюжет для фото может не только случайно броситься вам в глаза, но и настолько же быстро исчезнуть навсегда. Посещайте выставки, общайтесь с фотографами, они всегда рады дать советы начинающим, хоть и делают вид, что им это совсем не интересно. Проявите себя и свой мир через фотографию и, кто знает, может в вас проснётся великий фотограф.

Желаем успехов!
Изображение
Изображение
Изображение
Изображение
***
И у меня нет времени сделать вдох,
Зато есть время побыть с тобой.
Ответить